воскресенье, 29 сентября 2013 г.
Шуточные стихи о кишинёвском троллейбусе
№1
Неподвластный декадам тревоги,
Он остался спокойным и гладким,
И от центра по Ясской Дороге
Подплывает к Скулянской Рогатке.
№2
Объезжая холмы на Малине,
Он свершает причудливый круг.
Ещё с давних времён и поныне
Телецентру с Ботаникой друг.
№3
Ищет счастья в застывшей воде
Рыбаков потускневшая группа.
С Боюканского спуска во тьме
“Тройка” плавно съезжает на Лупу.
№4
Я привык уж его долго ждать
На жаре и в нежданный мороз.
Из окна видна Озера гладь
И аллея немеркнущих роз.
вторник, 24 сентября 2013 г.
Кишинёв - город исчезнувших кладбищ
Кишинёв - город достаточно большой, но начал он историю свою как небольшое местечко.
В процессе своего роста он поглотил близлежащие поселения, некоторые из которых дали названия современным его районам. В каждом из этих поселений был свой погост, и все они прибавлялись к общему числу кладбищ всё увеличивающегося в размерах города. Прошедшие войны только способствовали увеличению мест захоронений.
Современный кишинёвец даже не представляет, сколько старых кладбищ уже не существует.
А ведь мы живём на них, ездим по ним на работу и домой, отдыхаем на них, проходим мимо.
При уничтожении кладбищ редко производили перезахоронения, чаще всего ограничивались просто сносом надгробий.
Попытаемся собрать список если не всех, то большинства исчезнувших кладбищ Кишинёва.
Начнём с кладбищ, которые сохранились частично.
И первым в списке будет Центральное Православное Кладбище, в народе именуемое "Армянским" (по названию улицы, выходящей к главному входу).
После Второй Мировой Войны оно лишилось значительной части своей площади. Были уничтожены прилегающие Лютеранское кладбище, Молоканское и Старообрядческое, захоронения немецких солдат, часть православного кладбища.
Примерное местоположение отмечено ниже:
После Второй Мировой Войны (1950-1960-е гг) на данном месте были варварски разрушены захоронения, среди которых была и усыпальница семьи Бернардацци, где покоился прах самого Александра Бернардацци, столько всего сделавшего для украшения нашего города.
Также тут в период Второй Мировой Войны хоронили немецких военных.
Их хоронили в нескольких местах города, далее о них будет рассказано. Ни одно из них не сохранилось. Возможно, наличие подобного рода захоронений тоже внесло свою лепту в уничтожение некоторых кладбищ города.
Теперь на территории бывшего кладбища расположен кинотеатр "Гаудеамус", ресторан, спортивный комплекс.
Молоканская община города также хоронила своих прихожан близ этого места.
На старых планах это кладбище отмечено:
В процессе своего роста он поглотил близлежащие поселения, некоторые из которых дали названия современным его районам. В каждом из этих поселений был свой погост, и все они прибавлялись к общему числу кладбищ всё увеличивающегося в размерах города. Прошедшие войны только способствовали увеличению мест захоронений.
Современный кишинёвец даже не представляет, сколько старых кладбищ уже не существует.
А ведь мы живём на них, ездим по ним на работу и домой, отдыхаем на них, проходим мимо.
При уничтожении кладбищ редко производили перезахоронения, чаще всего ограничивались просто сносом надгробий.
Попытаемся собрать список если не всех, то большинства исчезнувших кладбищ Кишинёва.
Начнём с кладбищ, которые сохранились частично.
И первым в списке будет Центральное Православное Кладбище, в народе именуемое "Армянским" (по названию улицы, выходящей к главному входу).
После Второй Мировой Войны оно лишилось значительной части своей площади. Были уничтожены прилегающие Лютеранское кладбище, Молоканское и Старообрядческое, захоронения немецких солдат, часть православного кладбища.
Лютеранское кладбище
Лютеранское кладбище располагалось к югу от нынешнего Центрального Православного.Примерное местоположение отмечено ниже:
После Второй Мировой Войны (1950-1960-е гг) на данном месте были варварски разрушены захоронения, среди которых была и усыпальница семьи Бернардацци, где покоился прах самого Александра Бернардацци, столько всего сделавшего для украшения нашего города.
Также тут в период Второй Мировой Войны хоронили немецких военных.
Их хоронили в нескольких местах города, далее о них будет рассказано. Ни одно из них не сохранилось. Возможно, наличие подобного рода захоронений тоже внесло свою лепту в уничтожение некоторых кладбищ города.
Кладбища на карте второй половины XIX века |
Теперь на территории бывшего кладбища расположен кинотеатр "Гаудеамус", ресторан, спортивный комплекс.
Молоканское и старообрядческие кладбища
Старообрядческой общине Кишинёва в начале XIX века для захоронений был выделен участок земли близ места, где чуть позе выстроят Тюремный Замок.Молоканская община города также хоронила своих прихожан близ этого места.
На старых планах это кладбище отмечено:
С плана 1940-х гг. |
среда, 18 сентября 2013 г.
Магазин "Л. Л. Ковальский"
Современным кишинёвцам трудно себе представить, что в здании Примэрии был когда-то гастрономический магазин. А ещё тяжелей вообразить, что вход в него располагался именно там, где сейчас - главный вход в саму Примэрию. Самое что ни на есть центральное место в городе!
Хотя само по себе наличие торговых площадей в данном здании не должно удивлять - они и сейчас есть. И были изначально - само здание было построено как некий комплекс, в котором располагались Городская Дума и магазины. Весь этот комплекс назывался "Пассаж". Вход в Городскую Думу (а позже - в Примэрию) располагался там, где сейчас - ювелирный магазин:
Хотя само по себе наличие торговых площадей в данном здании не должно удивлять - они и сейчас есть. И были изначально - само здание было построено как некий комплекс, в котором располагались Городская Дума и магазины. Весь этот комплекс назывался "Пассаж". Вход в Городскую Думу (а позже - в Примэрию) располагался там, где сейчас - ювелирный магазин:
1920-1930-е гг. Первоначальный вход в Примэрию. |
Но вернёмся к гастрономическому магазину. Владела им семья Ковальских, и
назывался он "Ковальский Л.Л." (по имени своего основателя, положившему
начало компании в 1884 году). Магазин считался одним из лучших в
Кишинёве и особо славился своими колбасами. Своими, потому что у
Ковальских было собственное колбасное производство - их фабрика
находилась на Пушкинской улице, 14 (нумерация старая, с нынешней не
совпадает). Магазинов в Кишинёве у Ковальских было несколько (один
филиал на Новом Базаре - нынешний Центральный рынок, и один - на улице
Мунчештской, 14), но центральный, конечно же, был самым известным.
Список магазинов "Л. Л. Ковальский". Фрагмент делового письма компании, конец 1930-х гг. |
воскресенье, 15 сентября 2013 г.
Сохранившиеся старые вывески
О доме № 22 на Армянской улице, где сохранились довоенные вывески представительства "FORD" и лако-красочного магазина Брухиса, уже писалось. Это наиболее сохранившиеся вывески, но не единственные.
На углу улиц Анестиаде и Чуфля (за гостиницей "National") есть ещё остатки стен, на штукатурке которых можно разобрать (особенно во влажную погоду) слово "...РАСИЛЬНА..." (очевидно, "КРАСИЛЬНАЯ").
В октябре 2011 года фасад дома по улице Тигина, 14 подвергся ремонту. Штукатурку сбили и под ней проступили надписи межвоенного периода. Сохранились они не очень хорошо, но одно слово можно было отчётливо разобрать - "COLONIALE".
На углу улиц Анестиаде и Чуфля (за гостиницей "National") есть ещё остатки стен, на штукатурке которых можно разобрать (особенно во влажную погоду) слово "...РАСИЛЬНА..." (очевидно, "КРАСИЛЬНАЯ").
В октябре 2011 года фасад дома по улице Тигина, 14 подвергся ремонту. Штукатурку сбили и под ней проступили надписи межвоенного периода. Сохранились они не очень хорошо, но одно слово можно было отчётливо разобрать - "COLONIALE".
пятница, 13 сентября 2013 г.
Кишинёвские извозчики
До конца XIX века извозчики были единственным общественным транспортом в Кишинёве. Только в 1889 году появилась альтернатива в виде конного трамвая, но извозчики выполняли свою работу, развозя кишинёвцев по городу до конца 1940-х гг, когда их место окончательно заняло такси.
Извозный промысел в Российской Империи строго регламентировался. Законом 1900 г. земским учреждениям было предоставлено право издавать обязательные постановления, касающиеся производства легкового извозного промысла, и устанавливать таксы за пользование извозчичьими экипажами вне городских поселений. С извозного промысла в городах мог быть установлен, по усмотрению городских дум, особый сбор в пользу города. В 1887 году были изданы правила о сборе с извозного промысла: сбор не мог превышать десяти рублей в год с каждой лошади, употребляемой в извоз; высший размер сбора в пределах указанной нормы, а также изъятия от сбора, определялись по каждому городу министром внутренних дел, по соглашению с министром финансов.
О кишинёвских извозчиках писал в начале XX века Владимир Короленко: "Впрочем, названия этих узких, кривых и запутанных улиц и переулков даже кишинёвцы знают довольно плохо, и еврей-извозчик (здесь очень много извозчиков-евреев ...) сначала и не понял, куда нам надо."
Примером того, как услуги извозчиков регламентировались, является табличка с тарифами на проезд в 1924 году. Из неё мы узнаём, что извозчики делились на 3 класса (очевидно, бралась во внимание комфортная составляющая часть поездки, зависящая от технического оснащения того или иного извозчика). Одна поездка самым дорогим первым классом стоила 10 леев, проезд на железнодорожный вокзал - 20 леев. Понятно, что эти старые цены нам, в общем, ничего и не говорят. Поэтому для сравнения можно взять стоимость проезда в тогдашнем общественном транспорте - трамвае. Один билет на поездку в трамвае стоил тогда 2 лея. То есть, услуги извозчиков стоили не так уж и дорого в сравнении с трамваем.
Извозный промысел в Российской Империи строго регламентировался. Законом 1900 г. земским учреждениям было предоставлено право издавать обязательные постановления, касающиеся производства легкового извозного промысла, и устанавливать таксы за пользование извозчичьими экипажами вне городских поселений. С извозного промысла в городах мог быть установлен, по усмотрению городских дум, особый сбор в пользу города. В 1887 году были изданы правила о сборе с извозного промысла: сбор не мог превышать десяти рублей в год с каждой лошади, употребляемой в извоз; высший размер сбора в пределах указанной нормы, а также изъятия от сбора, определялись по каждому городу министром внутренних дел, по соглашению с министром финансов.
О кишинёвских извозчиках писал в начале XX века Владимир Короленко: "Впрочем, названия этих узких, кривых и запутанных улиц и переулков даже кишинёвцы знают довольно плохо, и еврей-извозчик (здесь очень много извозчиков-евреев ...) сначала и не понял, куда нам надо."
Примером того, как услуги извозчиков регламентировались, является табличка с тарифами на проезд в 1924 году. Из неё мы узнаём, что извозчики делились на 3 класса (очевидно, бралась во внимание комфортная составляющая часть поездки, зависящая от технического оснащения того или иного извозчика). Одна поездка самым дорогим первым классом стоила 10 леев, проезд на железнодорожный вокзал - 20 леев. Понятно, что эти старые цены нам, в общем, ничего и не говорят. Поэтому для сравнения можно взять стоимость проезда в тогдашнем общественном транспорте - трамвае. Один билет на поездку в трамвае стоил тогда 2 лея. То есть, услуги извозчиков стоили не так уж и дорого в сравнении с трамваем.
Тарифы на использование услуг извозчиков в 1924 году. Для сравнения - билет на поездку в трамвае стоил 2 лея. |
Конец XIX века. Извозчики на подъезде к железнодорожному вокзалу Кишинёва. |
Сын сербского князя был похоронен в Кишинёве
Центральное Православное Кладбище Кишинёва (в народе - "Армянское") не зря называют музеем под открытым небом. Жаль только, что музей этот никак не охраняется и постепенно уничтожается.
Но даже те остатки, до нас дошедшие, хранят в себе множество тайн и открытий.
Сколько кишинёвцев знает, что на нашем городском кладбище похоронен старший сын Карагеоргия - первого вождя Сербии и основателя сербской княжеской и королевской династии?
Алексей Карагеоргевич по воле российского Императора Александра I учился в Петербурге в элитном Пажеском Корпусе, после чего стал поручиком в гвардии императорской армии. Был женат на Марии Трокиной, дочери полковника Николая Трокина. Оставил после себя сына - Георгия.
Алексей умер в Кишинёве, по одним данным, в 1830 году, но на надгробии значится 1831 год.
Продолжателем рода стал второй сын Карагеоргия - Александр (князь Сербии в 1842-1858 гг).
На могиле Алексея Карагеогревича высечено следующее:
"Здъсь погребенъ сынъ верховного Вождя сербiй, Гвардиi поручикъ Алексѣй черный, скончавшiйся на 33-го году отъ рожденiя."
Юрий Швец
Но даже те остатки, до нас дошедшие, хранят в себе множество тайн и открытий.
Сколько кишинёвцев знает, что на нашем городском кладбище похоронен старший сын Карагеоргия - первого вождя Сербии и основателя сербской княжеской и королевской династии?
Алексей Карагеоргевич по воле российского Императора Александра I учился в Петербурге в элитном Пажеском Корпусе, после чего стал поручиком в гвардии императорской армии. Был женат на Марии Трокиной, дочери полковника Николая Трокина. Оставил после себя сына - Георгия.
Алексей умер в Кишинёве, по одним данным, в 1830 году, но на надгробии значится 1831 год.
Продолжателем рода стал второй сын Карагеоргия - Александр (князь Сербии в 1842-1858 гг).
На могиле Алексея Карагеогревича высечено следующее:
"Здъсь погребенъ сынъ верховного Вождя сербiй, Гвардиi поручикъ Алексѣй черный, скончавшiйся на 33-го году отъ рожденiя."
Юрий Швец
вторник, 3 сентября 2013 г.
Как боролись с проблемой бродячих собак в Кишинёве вековой давности
Проблема бродячих собак в Кишинёве не нова. Городские власти пытались решать её и более 100 лет назад.
Так, в "Ведомостях Кишиневской Городской Думы" за 1906 год мы находим следующее объявление:
"Объявление.
Кишиневская Городская Управа объявляет для сведения обывателей г. Кишинева, что с 1-го Апреля 1905 г. подрядчик по истреблению бродячих собак и уборки падали Герш Трейгер для ловли собак обязан содержать два фургона-клетки и двух ловщиков, которые должны быть в установленной форме.
Ловля бродячих собак в черте города и в нижеуказанных районах загородной местности будет производиться:
С 1-го Мая по 1-е Сентября с рассвета до 9 ч. утра и с 4 до 8 ч. вечера и с 1 Сентября по 1-е Мая с рассвета до 10 ч. утра и с 4 до 6 ч. вечера — ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней.
Загородная местность определяется следующими пунктами: до Городских скотобоен по Мунчештской дороге, до мельницы Зоти по Бачойской дороге, до Архиерейского сада по Яловенской дороге, до сада Попова по Ганчештской дороге, до границы уезда по Оргеевской дороге и до границы уезда по Бендерской дороге. Уборка падали ограничивается городом и прописанными выше районами загородной местности.
Ловле подлежат все без исключения бродячие и водимые не на привязи по улицам собаки без различия пород и кому бы таковые не принадлежали, за исключением лишь собак в намордниках.
Пойманные собаки в течение 3-х дней могут быть возвращены владельцу во дворе подрядчика за плату по 20 коп. в сутки за содержание при непременном условии предъявления ему квитанции об уплате городского налога за текущий год.
Требовать возврата собаки на улице в момент поимки её ловщиками безусловно никто не имеет права.
Чины городской Полиции, оказывая должное содействие при исполнении подрядчиком и рабочими своих обязанностей, также не могут требовать возврата пойманной собаки непосредственно на улице или месте поимки, а при исполнении подрядчиком требований Полиции и своих обязанностей, вправе или направить протокол в Суд, или налагать на подрядчика штрафы сообразно тому или другому нарушению условий договора или неисполнения своих обязанностей.
За уборку трупов палых животных их частных дворов подрядчику предоставлено взымать от владельцев плату от 50 коп. до 3 руб.
Член Управы И. М. Бабченко
Делопроизводитель Г. Боровицкий"
Так, в "Ведомостях Кишиневской Городской Думы" за 1906 год мы находим следующее объявление:
"Объявление.
Кишиневская Городская Управа объявляет для сведения обывателей г. Кишинева, что с 1-го Апреля 1905 г. подрядчик по истреблению бродячих собак и уборки падали Герш Трейгер для ловли собак обязан содержать два фургона-клетки и двух ловщиков, которые должны быть в установленной форме.
Ловля бродячих собак в черте города и в нижеуказанных районах загородной местности будет производиться:
С 1-го Мая по 1-е Сентября с рассвета до 9 ч. утра и с 4 до 8 ч. вечера и с 1 Сентября по 1-е Мая с рассвета до 10 ч. утра и с 4 до 6 ч. вечера — ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней.
Загородная местность определяется следующими пунктами: до Городских скотобоен по Мунчештской дороге, до мельницы Зоти по Бачойской дороге, до Архиерейского сада по Яловенской дороге, до сада Попова по Ганчештской дороге, до границы уезда по Оргеевской дороге и до границы уезда по Бендерской дороге. Уборка падали ограничивается городом и прописанными выше районами загородной местности.
Ловле подлежат все без исключения бродячие и водимые не на привязи по улицам собаки без различия пород и кому бы таковые не принадлежали, за исключением лишь собак в намордниках.
Пойманные собаки в течение 3-х дней могут быть возвращены владельцу во дворе подрядчика за плату по 20 коп. в сутки за содержание при непременном условии предъявления ему квитанции об уплате городского налога за текущий год.
Требовать возврата собаки на улице в момент поимки её ловщиками безусловно никто не имеет права.
Чины городской Полиции, оказывая должное содействие при исполнении подрядчиком и рабочими своих обязанностей, также не могут требовать возврата пойманной собаки непосредственно на улице или месте поимки, а при исполнении подрядчиком требований Полиции и своих обязанностей, вправе или направить протокол в Суд, или налагать на подрядчика штрафы сообразно тому или другому нарушению условий договора или неисполнения своих обязанностей.
За уборку трупов палых животных их частных дворов подрядчику предоставлено взымать от владельцев плату от 50 коп. до 3 руб.
Член Управы И. М. Бабченко
Делопроизводитель Г. Боровицкий"
воскресенье, 1 сентября 2013 г.
Водоснабжение Кишинёва
До XIX века особых проблем с водоснабжением Кишинёв не испытывал. Это ещё было сравнительно небольшое местечко, и колодцев и родников вполне хватало для основных нужд (не говоря уже о речке Бык, протекавшей по окраине города).
Но в XIX веке волею судеб Кишинёв стал центром Бессарабской губернии и начал очень активно разрастаться и развиваться. Да так, что проблема водоснабжения города уже остро встала в самом начале XIX века, а первую попытку решить её предприняли в конце 1820-х гг. На средства Городской Думы был построен так называемый Фонтан (сдан в 1834 году). Фонтан представлял собой резервуар, который питался источниками из-под холма, на котором стоит Мазаракиевская церковь. Воду в бочках из Фонтана развозили на телегах водовозы по всему городу.
Но в XIX веке волею судеб Кишинёв стал центром Бессарабской губернии и начал очень активно разрастаться и развиваться. Да так, что проблема водоснабжения города уже остро встала в самом начале XIX века, а первую попытку решить её предприняли в конце 1820-х гг. На средства Городской Думы был построен так называемый Фонтан (сдан в 1834 году). Фонтан представлял собой резервуар, который питался источниками из-под холма, на котором стоит Мазаракиевская церковь. Воду в бочках из Фонтана развозили на телегах водовозы по всему городу.
Фонтан и водовозы |
Водовозы у Фонтана |