среда, 22 февраля 2017 г.

Самые старые дома Кишинёва

В 1843 году в Кишинёве побывал известный польский писатель Юзеф Игнацы Крашевский. В достаточно подробном описании нашего города он упомянул и о некоторых примечательных зданиях:
«Улицы Кишинёва, как везде, правильно уставлены белыми домиками, ничем не отличающимися друг от друга, растущими как грибы. Это выражение в данном случае не преувеличено, потому что постройки растут на глазах. Я встретил только несколько более оригинальных старых домиков, наполовину деревянных, с балюстрадой и крылечками, высокими крышами и лестницами снаружи, со ставнями, поднимающимися вверх и выступами, дающими тень, под которой сидели с заложенными под себя ногами греки, болгары и молдаване, медленно куря табак.
Но число таких домиков, художественно выглядывающих, интересных для путешественника, постепенно уменьшается: их нужно искать, а скоро нельзя будет и найти. Вместо них настроят большие ящики, которые называются красивыми каменными домами, красивыми должно быть потому, что они гладки и белы. Старые дома, по-видимому, все предназначены на слом».
Описание любопытное, но кишинёвцу наших дней оно ничего не напомнит, таких домиков  он в городе наверняка не встречал. Попробуем разобраться, что так заинтересовало Ю. И. Крашевского в Кишинёве.
Нам в этом очень поможет событие, произошедшее спустя почти 100 лет после визита польского писателя - в 1931 году выходит статья румынского историка Петре Константинеску-Яшь «Cele mai vechi case din Chișinău» («Самые старые дома Кишинёва»). Как следует уже из самого названия, автор изучает самые старые дома нашего города, в частности - именно те, что описывал в 1843 году Ю. И. Крашевский.
П. Константинеску-Яшь относит появление этих домов к периоду сразу после русско-турецкой войны 1787-1791 гг и до первых лет после присоединения Бессарабии к России. В той войне Кишинёв особенно сильно пострадал, будучи разрушенным почти полностью, поэтому на указанный период приходится фаза активного его восстановления из пепелища.
А благодаря тому, что статья была богато иллюстрирована, мы сегодня можем увидеть, как эти здания выглядели.
Стоит учесть, что к моменту съёмки им было далеко за 100 лет, и все они располагались в старом, нижнем городе, являясь жилищами далеко не самых богатых кишинёвцев. Должного ухода эти дома не получали уже очень давно, поэтому на фотографиях они выглядят довольно потрёпанными.
самые старые дома Кишинёва
Дом Бонза на нынешней улице А Хыждеу.
Вид со двора.

самые старые дома Кишинёва
Дом Бонза на нынешней улице А Хыждеу.

самые старые дома Кишинёва
Дом Булгару на углу нынешних ул.А. Хыждеу и Кожокарилор.
Вид со двора.

воскресенье, 12 февраля 2017 г.

Мазаракиевская церковь - самое старое здание Кишинёва

Мазаракиевская церковь - самое старое из сохранившихся зданий Кишинёва и одно из самых загадочных. Дело в том, что нам до сих пор неизвестна дата её строительства. Год 1752, который так часто упоминается, достаточно условен, документально он нигде не подтверждается.  Впервые об этом упоминает П. Н. Батюшков в своём труде «Бессарабия. Историческое описание», изданном в Санкт-Петербурге в 1892 г. В этой книге он приводит историю, которую ему рассказал священник Михаил Чакир, который, в свою очередь, услышал её от одного из старцев, прихожанина Мазаракиевской церкви, а старец прочитал её на камне, который когда-то стоял у церкви, но потом пропал оттуда. Привожу этот отрывок полностью:
«Документальных сведений о времени сооружения Мазаракиевской церкви не найдено ни в одном из кишинёвских архивов, несмотря на сделанные по нашей просьбе изыскания, и лишь благодаря любезному содействию Л. С. Мацевича, кишинёвский священник о. Михаил Чакир доставил следующее предание, добытое им после долгих розысков среди местных старожилов из числа прихожан той же церкви. Один из них, старец лет 70-ти, рассказал отцу Михаилу, что упомянутая церковь сооружена в 1752 или 1772 году турецким сардаром Мазаракием по следующему поводу. Враги его подали на него, как на христианина, донос турецкому султану, от которого вышел приказ немедленно отдать Мазаракия под суд. Проживающий в Бендерах турецкий вали (губернатор) вызвал обвинённого к себе на суд. Мазаракий, отправляясь в Бендеры, помолился Богу и при этом дал обет соорудить на горе, где теперь фонтан, церковь в честь приближавшегося тогда праздника Рождества Пресвятой Богородицы, если Господь Бог поможет ему доказать свою правоту и выйти от вали оправданным. В Бендерах Мазаракий был вполне оправдан и, возвратясь в Кишинёв, соорудил обещанный храм. По словам рассказчика, об этом предании свидетельствовала надпись, выбитая на большом камне у церковных ворот, но ни надписи, ни камня не сохранилось».
И вот на этих скудных сведениях и основывались долгое время наши познания о Мазаракиевской церкви, и до сих пор эта история в ходу и передаётся дальше. Как видим, даже в рассказе старца нет точной даты. Он колеблется между 1752 годом и 1772, он не помнит третью цифру. Почему же был принят 1752 год, а не 1772? Потому что тот самый Мазаракий - вполне реальная личность. Сердар, бывший пыркэлаб Кишинёва Василаки (Василий) Мазараки - был человеком довольно заметным, оставившим свой след в документах того времени. Умер он около 1755 года, то есть рассказанная история о постройке нынешнего здания церкви не может относиться к 1772 году.
Чтобы понять, какая возникла путанница с датами, нужно ещё упомянуть, что на фасаде храма в советский период была установлена табличка, на которой выбит 1757 год.
Кишинёв Мазаракиевская церковь
Мазаракиевская церковь и Фонтан.
Фотография 1867 года.