Однако если сейчас парки уничтожаются и меняют свой лик по банальной причине наживы, то раньше эти действия имели идеологический смысл.
Об одном таком интересном эпизоде из истории Кишинёва мы сегодня и узнаем.
Шёл 1942 год. Первая волна разрушительной войны уже прошла через город год назад, но Кишинёв всё так же оставался в руинах. Новые "старые" власти хотели идеологически закрепиться на снова занятых ими территориях. Это желание воплотилось в стройках. Но не в восстановлении города (он так и простоял в руинах до самого конца войны, и вторая её волна разрушила его ещё больше), а в постройке памятников, обустройстве кладбищ и выставок.
Был построен мемориальный комплекс "Башня Освобождения" под Кишинёвом (об этом рассказ будет позже), обустроено военное "Кладбище Героев" (о нём можно почитать тут), организована выставка "Освобождение" и при ней - музей бессарабского села.
Для выставки и музея села не нашли места лучше, чем главный парк Кишинёва - нынешний парк им. Штефана чел Маре (бывший парк им. А. С. Пушкина, Городской Сад).
Парк превратился в одну большую стройку. Возводились большие каменные павильоны, из молдавских сёл перевозились и устанавливались экспонаты для будущего музея - традиционные дома, мельница и церковь.
О масштабах строительства можем судить по сохранившемуся плану выставки и немецкой аэрофотосъёмке 1944 года.
План размещения павильонов "Выставки Освобождения" в Городском Саду. |
Немецкая аэрофотосъёмка 1944 года. В городском Саду видны множество павильонов выставки. |
К визиту короля Румынии Михая I в Кишинёв, который состоялся 31 октября 1942, всё было готово.
Сам король принял участие в открытии выставки.
Михай I на церемонии открытия "Выставки Освобождения". 31 октября 1942 года. |
Михай I на церемонии открытия "Выставки Освобождения". 31 октября 1942 года. |
Король Михай I осматривает выставку. |
Король Михай I осматривает выставку. |
У павильона PTT (Poșta Telegraf Telefon). |
Музей бессарабского села располагался в углу парка, прилегающем к пересечению нынешних бульвара Штефана чел Маре и улицы Бэнулеску-Бодони. Состояла экспозиция из двух традиционных крестьянских домов, ветряной мельницы и старинной деревянной церкви.
Крестьянские дома были привезены из сёл Пуркарь и Игнэцей.
Общий вид экспозиции Музея бессарабского села. |
Один из крестьянских домов. |
Деревянная ветряная мельница - один из экспонатов Музея Села. |
Выставка просуществовала недолго, всего лишь несколько лет. В августе 1944 года Кишинёв перешёл уже в руки советской армии. Новые власти никак не могли позволить остаться всем этим павильонам и строениям. Один из крупных павильонов сохранялся и в 1950-е гг, будучи присособленным под спортзал.
В наши дни в парке от той выставки остался, возможно, центральный фонтан, который появился впоследствии на месте водного бассейна-пруда. Здания выставки повлияли также на облик некоторых нынешних аллей и клумб, возникших на месте бывших павильонов.
В 1943 году в Городском Саду проводилась ещё одна выставка - Муниципальная. От неё остались мраморные львы, которыми мы можем любоваться и сегодня.
Однако центральный парк Кишинёва продолжили использовать в идеологических целях. Часть парка в самом центре города после Войны превратили в кладбище более чем на два десятка лет (захоронения советских солдат у рядом с кинотеатром "Патрия").
Юрий Швец
По материалам форума "Мой город Кишинёв", также использованы снимки Landesarchiv Baden-Württemberg, moldovamap.ru.
Комментариев нет:
Отправить комментарий