пятница, 6 февраля 2015 г.

Первый молитвенный дом мессианских евреев



  Так уж сложилось, что в те редкие моменты, когда наш город становился известным, то случалось  это по причине погромов, разрушений, войн.  Но однажды о Кишинёве узнали во всём мире и по другому поводу. Произошло это в конце XIX века, и по разным причинам это знаменательное и значительное событие большинству нынешних кишинёвцев  неизвестно.
Речь пойдёт о зарождении современного мессианского иудаизма и постройке первого мессианского  молитвенного дома.

Зарождение этого религиозного течения неразрывно связано с именем Иосифа Давидовича Рабиновича.

Иосиф Давидович Рабинович родился в 1837 году в  Резине  (Бессарабская губерния),  образование получил в уездном училище города Оргеева. Женившись, Иосиф Рабинович подался в торговлю, но желание обеспечить для своих сыновей лучшее образование заставило его принять решение  переселиться в Кишинёв. Произошло это в 1871 году.  В Кишинёве он занимается юридической практикой в Бессарабском коммерческом суде.  Свою общественную деятельность в Кишинёве он начал при обществе для поощрения евреев к занятию земледелием в Бессарабии. И. Д. Рабинович освещал деятельность этого общества в газете "Гамелец", корреспондентом которой являлся.  Также он был автором брошюры "О пользе земледельческого труда", написанной специально для евреев.

Иосиф Давидович Рабинович.
Иосиф Давидович Рабинович.

Будучи поначалу сторонником идеи эмиграции евреев в Палестину, И. Д. Рабинович, после того как сам побывал в Палестине в 1881 году и убедившись в тяжёлых условиях проживания там, стал активно агитировать против  переселения.


Примерно в это время  у Иосифа Рабиновича уже зарождаются идеи о том, что только обращение евреев к Христу способно решить еврейский вопрос . Этими идеями он охотно делился  со своими единоверцами, чем последних шокировал и даже пугал.  О Рабиновиче и его убеждениях узнал местный кишинёвский лютеранский пастор Р. Фальтин.  Они знакомятся и часто беседуют.  В результате Иосиф  Давидович Рабинович составляет 13 тезисов, которые легли в основу создаваемой им христианской общины с особыми еврейскими национальными обычаями и обрядами.

Пастор Фальтин.
У И. Д. Рабиновича достаточно быстро появляются последователи, называющие себя Израильтянами Нового Завета. Они обращаются к властям с просьбой  разрешить религиозные собрания, и в 1884 получают Высочайшее на то разрешение. Новое  движение на первых порах  пользовалось  поддержкой и Православной церкви.  Однако вскоре её сильное недовольство вызвало последовавшее крещение Иосифа Рабиновича в лютеранской церкви. Это произошло в Лейпциге. Следует, впрочем,  упомянуть, что  обряд крещения проводился в присутствии восприемников (крёстных),  которые принадлежали к разным вероисповеданием.  Этим подчёркивалась непринадлежность новой общины ни к одной из существовавших на тот момент христианским движениям и сект.

Помимо недовольства Православной церкви можно  представить, какое сопротивление и приём  ожидало новое движение  среди многочисленной еврейской общины Кишинёва.
Образование общины Израильтян Нового Завета произвело эффект разорвавшейся бомбы. Это событие стало сенсацией не только в Российской Империи, но и во всём мире. Кишинёв прославился на весь свет, что само по себе редкость и происходило разве что по делам обычно неприятным. В газетах по всему миру печатались статьи, учёные теологи  создавали труды. Новое движение вызвало обширный интерес, как со стороны сочувствующих, так и со стороны его противников. Чарльз Рассел, один из основателей религиозного движения Исследователей Библии (нынешние Свидетели Иеговы), навещает  Иосифа Рабиновича в Кишинёве в 1891 году и пишет следующее:
 "Одним из самых интересных моментов было наше посещение брата Иосифа Рабиновича в его доме в Кишиневе, Российская империя. Как он, так и вся его семья тепло приветствовали нас. Все они — верующие в Господа Иисуса.. "

Община быстро развивалась, пользуясь и поддержкой местных властей. Об этом говорит тот факт, что в 1886 году для Израильтян Нового Завета был отведён участок  земли под отдельное кладбище в 5-ом урочище Кишинёва в загородной местности.  5-е урочище на современном плане города занимает примерную территорию от парка Долины Роз до улицы Ион Инкулец. Остатки этого кладбища можно было видеть  и после Второй Мировой Войны. Отец участника форума "Мой город Кишинёв" Шимона вспоминает, что в свои детские послевоенные годы в районе, расположенном примерно между нынешней 1-й городской больницей и бывшим физкультурным техникумом (сейчас жилой комплекс "Глоринал" по улице Долина Роз) он наткнулся на несколько надгробий в виде кафедры с накинутым талитом с кистями и надписью  "Союз Христианствующих Евреев".
Никаких следов этого кладбища сейчас не осталось.

5-е урочище на плане Кишинёва 1887 года.
Общину поддерживали и из-за рубежа. Благодаря очень щедрому пожертвованию английского филантропа Зомервиля ей удалось построить в Кишинёве свой храм - молитвенный дом. 
На фасаде красивого здания , предположительно располагавшегося на нынешней улице Сфатул Цэрий, можно было прочесть надпись-цитату из Деяний 2:36 , выполненную золотыми буквами, на русском и древне-еврейском языках: "И так, твёрдо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом сего  Иисуса, Которого вы распяли".
 
Молитвенный дом в Кишинёве.

Надпись на фасаде молитвенного дома.
  Просторный и светлый зал вмещал 200  человек. У одной из стен был устроен аналой, над которым были начертаны десять заповедей,  на другой можно было видеть молитву "Отче наш", а на третьей стене был изложен символ веры израильтян Нового Завета: "Верую, что Небесный Отец наш, по обетованию нашим патриархам, пророкам и царю Давиду, поставил спасителем Израиля  Иисуса, рождённого девой Марией в Вифлееме Иудейском, пострадавшего, распятого, принявшего смерть для нашего спасения, воскресшего из мёртвых и сидящего одесную отца нашего на небесах, откуда и явится судить мир, живых и мёртвых. Он же Царь над домом Иакова во веки веков и Его царствию не будет конца ". 
Здание молитвенного дома не сохранилось.

После смерти Иосифа Рабиновича в 1899 году деятельность общины в Кишинёве угасает, но не исчезает. Движение распространилось  по всему  миру. И сегодня в Кишинёве насчитывается немало его последователей.

Юрий Швец 

По материалам форума "Мой город Кишинёв" - Oldchisinau.com; "Кишинёвские Епархиальные Ведомости", 1887, №2 и №3; Аксельруд, И. Н., Рабинович И. Д. "Движение к христианству среди евреев в Кишинёве",1893; Ежегодник Свидетелей Иеговы 2004.

Комментариев нет:

Отправить комментарий