Кишинёв - необычный город. Его история прослеживается в письменных документах уже более полутысячи лет, а ничего очень древнего мы в городе увидеть не можем. Не то, чтобы нечего было показать. В других странах ценят и берегут порой самые незначительные остатки прошлого - фундаменты, камни, улицы. У нас же всё забывается, сносится, разрушается. Причём уничтожение старины бывает не только тихое, за забором в каком-нибудь строительном котловане, а и вполне на виду у всех горожан с безразличного и молчаливого согласия большинства последних. И это мало кого беспокоит, ибо было бы общество на самом деле озабочено сохранностью исторического наследия - то разрушения давно бы прекратились. Почему так происходит - вопрос очень обширный. На то есть множество причин - плохая информированность общественности, бедность, политическая и национальная разрозненность. Такое общество удобно правящим классам, поэтому ожидать решения всех проблем сверху не стоит. Для этого само общество должно прозреть, консолидироваться и перейти через искусственно навязываемые сверху и извне внутренние барьеры. Ведь наш город и страна в целом - проекция нас самих. В конечном счёте всё может превратиться в ещё более нечто страшное и уродливое, чем мы сами есть сейчас. Кишинёв уже в наше время - это город, в котором практически нечего показать гостям, город, в котором когда-то что-то было, но почти ничего не осталось.
Бывшее военное кладбище Кишинёва является одним из самых ярких примеров этого. Пустырь, заброшенный и забытый горожанами, заросший травой, кустарником и молодыми деревьями, заваленный мусором - самое настоящее пятно позора на карте Кишинёва, символ безразличия, бессилия и коррупции.
История кладбища началась задолго до 1918 года, как обычно это было принято считать. На окраине тогдашнего Кишинёва у Бачойской дороги недалеко от существовавшего уже на тот момент кладбища (которое сохранилось у Троицкой церкви) организовали гарнизонное кладбище, где хоронили военных из городского гарнизона. Во время Первой Мировой Войны, унесшей огромное множество жизней, на гарнизонном кладбище стали хоронить солдат, павших в этой Войне. Здесь захоронили останки сотен русских и румынских солдат. Везде упоминается "русские", но это были солдаты многонациональной Российской Империи, следовательно, кроме большинства этнических русских, там наверняка были представители и многих других национальностей. Поначалу кладбище было очень скромным, но постепенно при государственном финансировании, работе благотворительных обществ и помощи других государств, останки граждан которых лежали в нашей земле, оно стало расширяться и облагораживаться. Со всей Бессарабии сюда перезахоранивали останки румынских, русских, чехословацких, французских, польских, австрийских, греческих солдат.
В 1926 году на Кладбище Героев был торжественно открыт памятник над захоронениями солдат из чехословацкого корпуса. Корпус был сформирован в Российской Империи в период Первой Мировой Войны. После начавшейся революционной смуты этот корпус стал подчиняться
(формально) французскому командованию и получил приказ переправляться во
Францию.
Приглашение от Министра Чехословакии в Бухаресте на открытие памятника на военном кладбище Кишинёва. |
16 мая 1926 года в присутствии высокопоставленных чиновников памятник открыли. Он располагался справа от главного входа, ближе к нынешнему торговому центру "Jumbo".
Памятник солдатам чехословацкого корпуса, открытый 16 мая 1926 года. |